Ася (huli_tam) wrote,
Ася
huli_tam

Category:

Zagros

Прекрасный документальный фильм "Zagros" про жителей западного Ирана (Загрос -- название горного хребта): пастухов-кочевников, ткачих, лущильщиц гранатов, красильщиков. Тех, чья жизнь связана с тем или иным этапом создания ковров, традиционных бахтиярских шерстяных ковров. Каждая из этих человеческих историй вплетается цветной ниткой в суровую, беспощадную, почти монохромную основу гор и пустынь. Тяжелейший труд! А для кочевников, живущих по три месяца то в горах, то в долинах, -- ещё и постоянные мучения от холода и жары. И какие глаза у этих людей с их тяготами. Нет здесь "лёгкого дыхания", но есть эта улыбка, идущая из глубины глаз, сострадание и понимающая усмешка: а кому легко?

Красильщик, вот уже сорок лет вытаскивающий из чана тюки с пряжей, говорит без бахвальства, просто рассказывает о том, чем он дышит: "The carpet you're sitting on, the colours are all mine".

И я вспомнила Уильяма Морриса: "This morning I assisted at the dyeing of 20 lbs. of silk (for our damask) in the blue vat; it was very exciting, as the thing is quite unused now, and we ran a good chance of spoiling the silk. There were four dyers and Mr. Wardle at work, and myself as dyers' mate: the men were encouraged with beer and to it they went, and pretty it was to see the silk coming green out of the vat and gradually turning blue: we succeeded very well as far as we can tell at present; the oldest of the workmen, an old fellow of seventy, remembers silk being dyed so, long ago."


Фильм невероятной красоты, беспощадности и любви (невольно вспоминается "Цвет граната", но тот сам как сотканный ковёр, а это как бы изнанка этого ковра и руки, которые его ткут). Операторская работа такая, что дух захватывает. Каждый кадр -- не просто часть видеоряда, а самостоятельная, полновесная фотография. Каждый кадр реален, осязаем, но вместе с тем он -- ещё и метафора, а ещё -- цветовой всплеск, яростный как Ротко. Это как поэтическая проза: каждое предложение -- стихотворная строка. Почти на каждом кадре останавливаю фильм, чтобы вглядеться в эту строку.
И люди...

А ещё там в начале удивительная штука говорится про цвет как случайность. (Цвет, который не цвет, пока он не попал в узор: как в вопросе о падающем в лесу дереве, которое никто не слышит: можно ли в таком случае сказать, что оно действительно издаёт звук?)

Режиссёры -- Ариан Лоррен из Квебека, дочь французского канадца и иранки из племени бахтияров ("Her approach is close to the traditions of visual anthropology and essay film, privileging the senses and poetry to convey reality’s surrealness"), и Шахаб Михандуст, который родился и вырос в Тегеране, а потом поехал учиться в Монреаль и остался в Канаде ("In his works, he employs both fictional and documentary forms to express human conditions and to study how social and cultural behaviours relate to the environment and landscape").


Фильм лежит в свободном доступе до завтра, потом наверное тоже можно будет посмотреть, но платно https://f3m.vhx.tv/packages/en-zagros-by-ariane-lorrain-shahab-mihandoust/videos/en-zagros-by-ariane-lorrain-shahab-mihandoust

Tags: coś_co_kocham_najwięcej, вещи, кино, цвета и линии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments