Ася (huli_tam) wrote,
Ася
huli_tam

Category:
Нашла здоровое применение своей природной склонности делать назло. (меня в детстве называли "девочка наоборот", ну потому что делала всё наоборот. У Векса теперь читаю, что это стремление к аф цу лохес (אויף צו להכעיס, т.е. назло) у нас в крови.

Не пускать тракторы - понравилось.

Правда, насторожил момент - когда пришел прораб или кто там, с бригадой, и сказал "освободите площадку", а мы все собрались и уселись перед трактором - мне вдруг стало так весело! Не смешно, а именно весело, бесшабашность такая, хоть про гордый Варяг пой. И вот оно было очень кайфово (особенно когда он в итоге выключил мотор и свалил. Такое ликование, просто распирает - что, съел?!). А больше всего тогда, когда он сказал "уходите", а мы молча уселись в кучу. Магия момента. Но спустя некоторое время меня саму это напрягло, потому что такие штуки в себе отлавливать страшновато - что дальше? В строю шагать буду?

Нет, вот многие общественные штуки мне физически неприятны (и это обнадёживает) - например, не могу скандировать, хоть убей. Даже если это не политическое, а вполне родное, вроде sex, drugs, rock'n'roll. Язык не поворачивается. И на пикете тоже - когда они скандировали, мне хотелось свернуться в трубочку.

Но вот та магия момента - ничего не могу поделать, это было великолепно. То есть вот именно не знаю, что с собой делать. Мне не нравится "вiчний революцьонер", я не хочу так. А вот атавизмы его отлавливаю в себе, как блох - и не могу их давить, ибо по ощущениям - полный восторг.

У Лоренца в "Агрессии" очень точно описано:

"Каждый сколь-нибудь чувствительный человек знает, какие субъективные ощущения сопровождают эту реакцию.

Прежде всего она характеризуется качеством чувства, известного под именем воодушевления. По спине и - как выясняется при более внимательном наблюдении - по наружной поверхности рук пробегает "священный трепет". Человек чувствует себя вышедшим из всех связей повседневного мира и поднявшимся над ними; он готов все бросить, чтобы повиноваться зову Священного Долга. ...
Разумные соображения, любая критика или встречные доводы, говорящие против действий, диктуемых воодушевлением, заглушаются за счет того, что замечательная переоценка всех ценностей заставляет их казаться не только не основательными, но и просто ничтожными и позорными.

Короче, как это прекрасно выражено в украинской пословице: "Коли прапор в'ється, про голову не йдеться". (в оригинале - Wenn die Fahne fliegt, ist der Verstand in der Trompete).

С этими переживаниями коррелируются объективно наблюдаемые явления: повышается тонус всех поперечнополосатых мышц, осанка становится более напряженной, руки несколько приподнимаются в стороны и слегка поворачиваются внутрь, так что локти выдвигаются наружу. Голова гордо поднята, подбородок выдвинут вперед, а лицевая мускулатура создает совершенно определенную мимику, всем нам известную из кинофильмов, - "героическое лицо". На спине и по наружной поверхности рук топорщатся кожные волосы - именно это и является объективной стороной пресловутого "священного трепета".

В священности этого трепета и в одухотворенности воодушевления усомнится тот, кто видел соответствующие поведенческие акты самца шимпанзе, который с беспримерным мужеством выходит защищать свое стадо или семью.

Он тоже выдвигает вперед подбородок, напрягает все тело и поднимает локти в стороны; у него тоже шерсть встает дыбом, что приводит к резкому и наверняка устрашающему увеличению контура его тела при взгляде спереди. Поворот рук внутрь совершенно очевидно предназначен для того, чтобы вывести наружу наиболее заросшую сторону и тем усилить упомянутый эффект. Общая комбинация осанки и вздыбленной шерсти служит тому же "блефу", что и у горбящейся кошки: она выполняет задачу изобразить животное более крупным и опасным, чем на самом деле. Так что и наш "священный трепет" - это не что иное, как попытка взъерошить остатки некогда бывшего меха".

То есть понятно, что "животное" совершенно не значит "плохое", но "он готов все бросить, чтобы повиноваться зову Священного Долга" - это пиздец как страшно.

Правда, я в те моменты здравый-то смысл сохраняла, никого и ничего крушить вовсе не хотелось и не собиралось. Но мех да, взъерошился. Хотелось петь всякие революционные песни. Меня это пугает.

И тот факт, что вот сейчас это полезно, потому что мы делаем хорошее дело - он не очень-то оправдывает. Всё равно что сказать, мол, хорошо, что такая-то актриса - истеричка; это прекрасное качество позволило нам отснять мега-крутую сцену. Или там: его склонность всех дубасить - большой плюс, благодаря этому он смог дать отпор хулигану.
Tags: me, Буча, специфічний стан свідомості
Subscribe

  • translations, tradaptations, Кан

    Как уже говорилось, я давно перестала переводить стихи, но иногда -- очень редко -- перевожу песни. Пару раз за последние несколько лет я делала это…

  • ***

    Христі Лещук Стільки барв, скільки оком поглину: ртутне сяйво нічного полину, жовтий м'яч, найжовтіший за мить до стрибка, і іржа розкішна,…

  • ***

    Weary October light lingering on a warm red brick wall, royally overpinned by multitudes of ivy that ripple and swarm -- a vertical ocean stirred by…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments