Ася (huli_tam) wrote,
Ася
huli_tam

Category:

Рыбаки, Кацы и Жар-Птицы.

Не прошло и полутора месяцев, как я дорвалась до выставки в нашей галерее "Авэк", за день до окончания.
Выставка художников Парижской школы. Какая магическая была эпоха и в какой ужас она обрушилась.
Эти художники — в основном украинские и белорусские евреи (но не только, там были и работы Пикассо, и нескольких украинских авторов), которые из своих глубинок в 20-е приезжали в Париж учиться, и сами же творили эту эпоху.

Открытие первое — у Иссахара Бер Рыбака не только книжная графика прекрасная, у него ещё и живопись какая! Там были две крохотные картины со свадьбой — какие характеры и какие краски! И эти лица в толпе, размером с ноготок, но каждое так выписано, у каждого свой ярко выраженный характер, что на всех второстепенных персонажей заглядываешься по очереди. Склочные лукавые физиономии, как у гойевских старух.
И ещё одно полотно с птичьим рынком чудное.

Открытие второе — скульптуры Мане-Каца. Меня вообще скульптурой, если честно, впечатлить трудно, т.к. для меня это самый неживой вид искусства. Понятно, что это всё дело вкуса и личной восприимчивости, ну вот так, к сожалению — ничьи работы меня не трогают, кроме майолевских стихийных баб. А тут эти бронзовые дядьки Мане-Каца — они такие узловатые, крючковатые, комковатые, все сплошь в крехцах. Особенно "еврей в шляпе", нигде не могу фотографию найти, увы. Я к нему трижды возвращалась. Пол-шляпы, бронзовая голова вся в кудрях и удивлении, и губы трубочкой, и глаза живые, смотрят.
(Что касается его живописи — это-то понятно, сплошное щастье. Столько света и воздуха, столько свободы. Там был один портрет подростка, он такой весь розово-прозрачный, растерянный — это же натурально мой Нохемче из "Йоше Калба"! Будь моя воля, я бы его на обложку книги и поставила).

У Рыбака, кстати, тоже есть скульптуры, там был его дядька с птичьего рынка, с гусями, торчащими из корзины, хорош, чертяка.
Только немножко досадно, что они все эксплуатируют тему "еврейского скрипача". Сколько ж можно-то.

Открытие третье — Абрам Берлин, художник родом из Нежина, который уехал в Париж учиться: работал таксистом и учился в Школе изящных искусств. Когда началась война, он участвовал в Сопротивлении, его арестовали и сослали в лагерь в Компьене, где он продолжал писать и вместе с другими художниками (Готко, Гойхман, Кишка) организовал выставку!
А потом его перевели в Освенцим, откуда он уже не вернулся. В Википедии даже нет русской статьи о нём, только маленькая заметка на английском. В "Авэке" висела одна его картина — лагерь. Репродукцию не нашла, нашла другую, тоже лагерь в Компьене:



Бездонный какой-то "Портрет женщины" Моиса (Моисея) Кислинга



И шагаловские наброски к стравинской "Жар-птице", очень смешные, с пухлым ангелом, выведенным на афишу выставки,
и его же дивные литографии из серии "Двенадцать колен" — глаз не то что радуется, а прямо тащится, выпрыгивает из орбиты и просит: "Ещё, ещё".

Вот "Колено Йосефа"
1

а вот "Колено Нафтали"
Naphtali

А вот "Колено Реувена".
reuven

Это всё наброски к витражам синагоги Хадассы (иерусалимской больницы). Синагога была построена в 1962 году в честь 50-летия Хадассы, и Шагал сделал для неё двенадцать совершенно улётных витражей:



hadassa2

hadassa3

hadassa


Да, и вот что ещё поразило: что "Молящегося еврея" (эта картина тоже была на выставке) Шагал написал в 88 лет.
chagall
Совсем по-другому в голове всё расставляется. Восемьдесят восемь лет! (а цикл "Двенадцать колен", который выше, — в семьдесят пять).
Как-то привык думать, надменный юнец, что в таком возрасте хорошо если ноги носят и голова работает, да? А что можно писать невероятные картины, или музыку, или влюбляться — как-то не приходила такая мысль? А вот. Человек есть человек всегда, в полном смысле слова, и нет такого как "начинает жить", "доживает" — никто не знает, сколько там той жизни, но сколько бы её ни было — человек есть целостное, полноценное "я" каждое мгновение этой самой жизни, без оглядки на возраст: "le temps ne fait rien à l'affaire".
Tags: цвета и линии
Subscribe

  • translations, tradaptations, Кан

    Как уже говорилось, я давно перестала переводить стихи, но иногда -- очень редко -- перевожу песни. Пару раз за последние несколько лет я делала это…

  • Terra Incognita

    Да, и забыла же такое важное написать! Случайно у подруги на странице увидела объявление накануне события -- если бы не эта случайно встреченная…

  • KharkivPride 2021

    Получился очень славный Прайд -- и, в отличие от первого, удалось и выйти с площади, и пройти маршем по проспекту Науки -- по проезжей части, которая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • translations, tradaptations, Кан

    Как уже говорилось, я давно перестала переводить стихи, но иногда -- очень редко -- перевожу песни. Пару раз за последние несколько лет я делала это…

  • Terra Incognita

    Да, и забыла же такое важное написать! Случайно у подруги на странице увидела объявление накануне события -- если бы не эта случайно встреченная…

  • KharkivPride 2021

    Получился очень славный Прайд -- и, в отличие от первого, удалось и выйти с площади, и пройти маршем по проспекту Науки -- по проезжей части, которая…